накормить ребенка не ест

Как накормить ребенка, который не хочет есть.

Введение

Хочу сразу оговориться, что тема детского воспитания достаточно щекотлива и часто задевает нас за живое, особенно когда мы знаем, что делаем что-то не так, но продолжаем это делать. От не понимания как изменить ситуацию или от собственной лени. Но такое бывает, правда же? Поэтому, давайте смотреть правде в глаза, не принимать ничего на личный счёт, читать, и делать выводы. Эта статья не инструкция по применению, не руководство к действию. Все дети разные, все родители разные. Главное – всеобщая гармония, к которой порой сложно прийти. Я буду достаточно прямолинейна и возможно, местами, жестка. Это не для того, чтобы, сказать какая я молодец, а если Вы делаете не так как я, то вы плохие. Это для того, чтобы, донести чётко свою теорию о том, что питание ребёнка и его пищевые привычки полностью зависят от родителей. Мы несём за это ответственность. Сваливая вину на бабушек, общество, рекламу, школу – мы просто пытаемся сбросить камень с души. И это естественно для человеческой психологии. Конечно, эти факторы играют роль, но далеко не первостепенную. Поэтому, давайте разбираться по-порядку, отбросив все личное.

 

Эта статья не повод доказать друг-другу, что правильно, а что – нет. Эта статья, просто повод для размышлений. Она для тех, кто не достиг гармонии с собой и своим ребёнком, в плане пищевого поведения. А у тех, кого все устраивает, то и не нужно искать проблему, где ее нет.

 

Основы детского питания

Начнем с общеизвестных правил. Всем детям необходимы все макро- и микро-элементы. Этого можно легко достичь, если ребенок ест свежеприготовленную и  «настоящую» еду. Однако, сейчас, достаточно сложно понять, что такое настоящая еда. Нас окончательно запутали кричащими лозунгами о пользе органической еды, нам мало обьясняют о разнице, между, действительно полезной кашей и кашей «минуткой», которая упакована так, что  любой подумает, что именно это – самый полезный завтрак. Даже киндер умудрился впихнуть в свою рекламу строчку о том, что их продукция полезна для детей. Нас постоянно пугают какими-то продуктами. То жиры –плохие, то – углеводы, то молочное нельзя, то – фрукты. Яркие картинки на прилавках привлекают внимание наших детей и вот ребенок уже просит хлопья несквик и сникерс, наггетсы и картошку фри. А мы, взрослые, так боимся оставить своих деток голодными, что,  либо покупаем им это (Ну а что? Все же едят, и ничего), либо ищем, как нам кажется, здоровые аналоги. Вот тут-то и наступает проблема. И даже не одна. Во-первых, важно понимать, что слово органик на упаковке еще ничего не значит. Во-вторых, мы занимаемся самообманом. Это как отказаться от сигарет, но начать курить электронные. Но давайте не будем винить во всем маркетинг. Для фирм – это просто бизнес, и нельзя их за это винить. Мы сами должны понимать, что хорошо, а что – плохо для нас и наших детей.

 

Только мы ответственны за то, что едят наши дети. Мы своими руками с самого начала разрушаем их тонкое восприятие вкуса и притупляем их вкусовые рецепторы, опираясь на свои ощущения окружающего мира. Еще во время прикорма, мы решаем добавить в кашу сладенького. Да, пусть не в виде сахара, но уж мед, банан или какой-нибудь новомодный сироп  – грех не добавить. Мы автоматически делаем вывод «плюет кашу – значит не сладко. Не сладко – значит не вкусно». Понимаете, какую цепочку мы изначально выстраиваем в головах своих детей?

 

Мало кто знает, что дети плюют нам в лицо прикормом совсем не потому, что еда не сладкая или не вкусная. Генетически в нас заложено, что, до определенного возраста всю незнакомую еду ребенок будет выплевывать, пока не привыкнет, не убедится, что эта еда – безопасна. Заложено это в нас еще с пещерных времен, с целью защитить ребенка от поедания чего-нибудь ядовитого. Понимаете теперь, почему с зеленой едой дела обстоят еще сложнее? Ведь, именно многие растения являются ядовитыми, и нужно было дейтсвительно разбираться, в том, что кладешь в рот. Поэтому, вводя новую пищу в прикорм, ребенку может понадобиться до 20-30 попыток. А для этого нужно время и терпение, которыми не все мы распологаем. Поэтому, вариант подсластить (спрятать под сыром/соусом) конечно проще. Но разве это оправдание, когда речь идет о воспитании правильных пищевых привычек?

 

Дело в том, что каждый продукт, сам по себе обладает собственным и неповторимым вкусом. У взрослых, часто, вкусовые рецепторы уже заглушены. Но ребенок – чистый лист. Даже простая каша будет для него сладкой, из-за высокого содержания, в ней, глюкозы, а уж если на молоке сделать, то лактоза – тоже выполнит свое дело. Что уж говорить об овощах и фруктах? Свекла, морковь, яблоки, манго – все это, по вкусовым ощущениям, для ребенка покажется конфетой. Поэтому, давайте, не будем судить вкусовые предпочтения наших детей по своим.

 

Бывает и такое, что ребенку действительно, не нравится какой-то продукт. Это – нормально. Важно найти правильную замену. Не ест тыкву – предложить батат, не нравится яблоко – предложить грушу. Не нравится курица – не стоит заменять ее на наггетсы из магазина. Лучше, предложите индейку, другую часть курицы или другое блюдо, из той же курицы. Будьте терпимы к ребенку.

 

Часто мне задают вопрос, в стиле «Ребенок не ест творог, ни в каком виде. Не знаю, что делать? Ест только в виде творожного кекса по ГОСТу». Я,откровенно говоря, в таких случаях теряюсь, что отвечать, потому как, какой смысл в таком виде давать ребенку творог? Зачем пихать в него творог, когда он явно ему не нравится (речь идет о более старших детях). Творог мы едим зачем? Из-за высокого содержания белка и кальция. Думаем, какие другие продукты содержат белок и кальций. Их и предлагаем. И таким методом стоит пользоваться каждый раз, когда Вы ищете альтернативу тому или иному продукту.  Ребенок  плюется едой – не из вредности, а в силу своего возраста и естественных процессов взросления. Наша задача – найти подход.

 

Одна из самых распространенных проблем – «Не ест ничего. кроме сосисок/наггетсов/пельменей и т.д.». Сейчас, я буду до безумия прямолинейна и честна. А кто ему дает эти наггетсы/сосиски? Мы же сами, подстрекаем такое пищевое поведение у наших детей. А что будет, если не дать? Помрет от голода? Вот со 100% уверенностью говорю, НЕ помрет. Просто, кому-то, хватит сутки поголодать, а кому-то трое. Поэтому, давайте смотреть правде в  глаза, эти продукты мы даем детям для своего удобства. Нам комфортно знать, что ребенок сыт, что он счастлив и не ноет. В глубине души, мы понимаем, что это не совсем правильно и многие, хотели бы что-то изменить, но это значит, что нужно выйти из своей зоны комфорта.

 

Еще один распространенный аргумент, который я слышу чаще всего – «Все равно пойдет в школу и попробует там». На это самый распространенный ответ «Пиво тоже попробует когда-нибудь, так давайте сразу дадим попробовать?». Скажем так, оба варианта – крайности, в которые не стоит впадать. Наша цель – не запретить ребенку есть тот или иной продукт. Наша цель – привить правильные пищевые привычки, обучить культуре питания и через 20 лет, честно признать себе, что сделали ВСЕ, что было в наших силах. Конечно, ребенок попробует и сникерсы и чипсы и картофель фри. Но, если его вкусовые рецепторы не испорчены, есть шанс, что эти продукты не вызовут ожидаемого восторга. А если и вызовут, то это будет лишь стадия, и на инстинктивном уровне,  во взрослом состоянии, человек будет делать выбор в пользу более полезных продуктов.

 

Более того, то, что мы заложим в организм наших детей в их первые годы жизни имеет огромное значение. Исследования показали, что дети, получавшие натуральные продукты в первые годы жизни, во взрослом возрасте, имеют меньшую предрасположенность к лишнему весу, учитывая, что уровень физической нагрузки и у тех и у других – одинаков.

 

Одно большое заблуждение – органические продукты. Купить органические овощи, фрукты, мясо, рыбу и крупы – отлично. Но, когда,  дело касается фаст-фуда – не все так однозначно. Вы уверенны в том, что покупая органик пиццу или наггетсы делаете лучше своему ребенку? Да, возможно там не используются определенные химикаты (кстати, так называемые натуральные химикаты, не запрещенны к использованию). В них, также,  добавляют большое количество соли, аналогов сахара. Мука используется,  чаще всего, очищенная белая, пусть и органическая.  Поэтому,  не повзоляйте маркетингу играть с Вашим разумом. Читайте состав и старайтесь делать аналоги дома. Сделать домашние наггетсы или пиццу не займет более 15 минут. Тем более, что можно их сделать много и заморозить.

 

Многие говорят –собственный пример не работает. На самом деле, очень хорошо работает. Просто, во-первых, это занимает время. Если вы питались не совсем «правильно», а потом решили все изменить, все равно это займет не день, не неделю и даже, не месяц, чтобы ребенок понял, что именно так,  питается его семья. Иногда, на это уходят годы. Запаситесь терпением.

 

Во-вторых, ребенок чувствует подвох. Если Вы лишь притворяетесь , что брокколи на пару – вкусно, а сами, втихую позволяете себе сьесть шоколадку или чипсы, то ребенок об этом узнает. Он должен понять и прочувствовать, что маме с папой, такая еда действительно вкусна. А это огромная работа над собой, над своми привычками и взглядами.

 

Не нужно бояться сделать своего ребенка белой вороной. Вы устанавливаете свои правила, потому, что только Вы, ответственны за здоровье этого человечка. Пользуясь ненавистной мне поговоркой «Если все прыгнут с моста, ты тоже прыгнешь?»,  хочу разобрать пример. Естественно, что ответ на этот вопрос, у всех – отрицательный. А чем отличается тогда, когда Вы говорите «Ну все же едят вокруг картошку фри».  Если все едят – не значит, что нужно и вашему ребенку. Если все едят – не значит, что это вкусно. Если, в силу, уже сформированных привычек – это вкусно вам, не значит, что это будет вкусно вашему ребенку.

Принципы питания

  1. Не бояться голода. Ребенок не даст себе голодать. В человеческих детенышах природой заложен инстинкт самосохранения. Не поел, то что дали – остался голодным до следующего приема пищи. По началу это трудно психологически. Но дети быстро понимают, что им позволено. Зная, что не поев свою еду, ему все равно потом предложат банан, он конечно откажется от основного блюда.
  2. Осторожно с перекусами.Некоторым детям перекусы противопоказаны. Если Ваш ребенок малоежка, то лучше сократить количество перекусов или совсем их убрать. К основному приему пищи ребенок должен быть ГОЛОЛДНЫЙ. Он не будет есть, потому что «не красиво отказываться». А голодный ребенок будет есть то, что дают, если все остальные принципы питания соблюдены. Я часто встречаю людей, которые говорят «мой ребенок ничего не ест». Но понаблюдав за ребенком я замечаю, что до обеда ему дали печеньку и банан. К обеду, конечно, он уже не голоден. После обеда прошел час и ребенок проголодался. А вроде бы еще не время ужина, и ему дали яблочки, чипсы, крекер. И вот пришло время ужина, а ребенок то не голодный опять. Замкнутый круг выходит.
  3. Режим питания нарушать нельзя! У ребенка должен быть режим. Я не говорю о строгом питании по часам. Но чтобы избежать проблемы, описанной выше, стоит установить примерное время основных приемов пищи. Так удобно не только ребенку, но и родителям. Ведь планировать поездки станет гораздо проще.
  4. Если ребенкок отказывается от какой-то еды, попросите его рассказать, что именно ему не понравилось. Научите его общаться с Вами. Ответ «фу» или «не вкусно» – не подходит. Не вкусно? Почему? Таким образом, вы лучше узнаете предпочтения вашего сокровища, а он в свою очередь, научится доносить свои мысли, так чтобы быть услышанным. Спрашивайте какие вкусы он чувствует. Так стоит поступать даже с десертами. Пусть ребенок учится ценить вкус каждого кусочка.
  5. Приобщайте ребенка к приготовлению пищи. Вы будете удивлены, но брокколи, приготовленная им самим, может понравится ему гораздо больше, чем та, которую вы приготовили без его участия. В процессе приготовления, обязательно хвалите ребенка. Они так горды своей хорошо проделанной работой, что с удовольсвием захотят попробовать свое «творение».
  6. Давайте ребенку право выбора. Спросите, что он хочет на обед и предложите 2 варианта. Важно, чтобы оба варианта вас устраивали. Тоесть не суп или мороженное, а суп или котлеты? Понимаете? Ребенок почувствует, что он контролирует ситуацию и ему это понравится. Иногда давайте ему просмотреть кулинарную книгу с картинками. Пусть он выберет, то что ему понравится и приготовьте это вместе. Пусть он учавствует в ваших обсуждениях со второй половинкой, о том, что бы вы хотели на ужин/обед/завтрак.
  7. Всегда нужно пробовать. Введите правило, что всегда нужно попробовать то, что предложили. Потому что, если не попробуем, то не узнаем, вкусно или нет. Дальше работаем, по предложенной схеме, если не вкусно, обьяснить почему. Таким образом меню вашего ребенка постепенно станет разнообразным. 
  8. Разговаривайте. Обьясняйте ребенку, какая пища для чего полезна. Для чего нужны белки, жиры и углеводы. Обьясните, почему мы не едим конфеты, когда голодны. Почему конфеты – не еда. Мотивация – от сахара выпадут зубы, может не сработать. А вот стать таким сильным и большим как папа или лучшей баллериной в классе, прийдется в самый раз. Дети любят выигрывать и любят быть лучшими.
  9. Не кормите перед телевизором/книгами/игрушками. Часто еще на стадии прикорма мы применяем чуть ли не танцы с бубнами, лишь бы ребенок поел. Чего греха таить, я сама попала в эту ловушку, благо во время опомнилась. Дело в том, что если ребенок отвлечен чем-то, во время приема пищи, он начинает есть машинально. Он не так хорошо будет реагировать на свои же ощущения, что грозит перееданием. Также он не так остро ощущает вкус продуктов – отсюда привычка к подслащиванию, той же каши.
  10. Зачем? – главный вопрос, который мы должны задвать, и не только в области питания. Если ответ на вопрос “Зачем моему ребенку этот продукт?» меня устраивает- я могу спокойно ему его дать. Важно видеть именно суть продукта. Тоесть , если кроме как «Ребенку вкусно» – пользы в продукте нет, то и забудьте о нем. Ведь многим, кажется, что поощрение в виде шоколадки (пусть  без сахара и прочей гадости) очень неплохой вариант. На самом деле, наградить можно совсем другими методами. Вообще еду не стоит использовать как награду. 
  11. Не заостряйте внимания на «вредных» продуктах. Не превозносите их, но и не делайте их, запретными. Не предлагайте их ребенку сами, но и не делайте трагедии, если в школе, его угостили чипсами. Пусть для него и шоколад и брокколи будут на одном уровне. Это возможно, поверьте мне. Знаете, как принято, достается торт из холодильника и вся семья «охает и ахает» от восторга. А когда достают брокколи – то такой реакции нет. Дети это быстро подмечают и считают, что торт – гораздо круче. А ведь можно просто оставаться спокойными по отношению к торту.
  12. У многих, даже во взрослом состоянии, сохраняется привычка закусить сладеньким после еды. А ведь, все идет из детства, когда, за доеденный обед, нам давали конфетку. Не делайте рутину из десерта. Пусть он будет, но иногда, как незапланированный сюрприз. К тому ж, е в виде десерта, может выступать кусочек вкусного сыра, авокадо с крекером или фрукты. 
  13. Старайтесь как можно чаще есть всей семьей. Для детей семейный завтрак/обед/ужиг, не просто прием пищи. Для них – это целый ритуал, социальный ритуал, который они запомнят и будут вспоминать даже во взрослом состоянии. В наше время, когда родители всегда так заняты, такой опыт – особенно важен.
  14. Доверяйте своему ребенку. Если он мало поел и говорит, что наелся, не заставляйте его доедать. Но и не давайте перекус, если через пол часа он скажет, что голодный. 

 

Как кормить полезными продуктами

Для тех, кто старается «впихнуть» в своего ребенка полезные продукты,

у  меня есть несколько секретов.

Вафли/панкейки

И в сладкие и несладкие вафли/панкейки можно положить достаточное количество овощей и фруктов. В них содержатса все нужные макроэлементы. Можно использовать овощное пюре, можно тереть овощи на терке.

Попробуйте такие сочетания:

  • Свекла-какао
  • Цукини-цветная капуста – кукуруза/горошек
  • Шпинат – лук порей
  • Тыква- горошек
  • Тыква-яблоко-изюм
  • Батат – сыр
  • Батат – красный лук

 

Соусы для пасты и ризотто

Можно отварить различные овощи, взбить в блендере с сыром/йогуртом/творогом или молоком (можно растительным), отварить пасут/рис  и подмешать в нее соус.

 

Придумывайте занимательные истории.

Например, брокколи это деревья – а Ваш ребенок гигант и он сьест все деревья. Сделайте радугу из овощей и фруктов. Для детей постарше, можно устраивать кухни разных народов мира. Тогда еда просто пойдет как комплекс вместе с изучением, скажем алфавита или иностранных слов, музыки и т.д. Постарайтесь смотреть на мир глазами ребенка.

 

Не покупайте соки и смузи (даже органик).

В них много сахара и мало клетчатки. Пусть ребенок жует фрукты. Если он не очень хорошо пьет воду, бросьте в воду ягоды или фрукты и дайте ей настояться пару часов.

 

Котлеты,тефтели и крокеты– отличная база для «маскировки» овощей

 

Бобовые можно подмешивать в омлеты – просто взбейте готовую фасоль с яицами в блендере до однородной массы

 

Бобовые также можно подмешивать в мясные блюда, такие как болоньезе, мусака и т.д.

 

Анчоусы

Это отличный источник рыбьего жира. Их можно перемолоть в блендере в пасту, заморозить в формочках для льда и добавлять по кубику в соусы для пасты и салатов

 

Дип

Попробуйте делать вкусные дипы для овощей, такие как, хумус, бабагануш, на основе йогуртов. В них можно макать овощи и хлебные палочки.

 

Уделяйте время сервировке.

Красивые тарелки, салфетки, приборы – все это имеет огромное значение, ведь в первую очередь – мы едим глазами. Для малышей можно выбрать яркие тарелки или приделать «глазки» омлету.

 

Снек

Убедитесь, что с собой у ребенка всегда есть полезный снек (орехи, банан, финик, морковь с хумусом и т.д.)

 

Убедитесь, что в Вашем холодильнике или морозилке есть домашний «фаст-фуд».

 

Можно подмешать разные овощи в картофельное пюре.

 

Сделайте майонез или голландский соус из авокадо

 

Цукини, брокколи, цветную капусту можно окунуть в яйцо и сухари (или молоткую овсянку) и запечь до хрустящего состояния

 

Добавляйте овощи в кексы и маффины

Заключение

Прививание правильных пищевых привычек – дело не легкое, и требует терпения,концентрации и времени. Но, дело это необходимое. Мы живем в мире, где еда стала опасной, а люди недооценивают важность того, что мы кладем в рот. В нашем поколении смешались понятия, где, вроде бы, полезный йогурт, может на самом деле быть в 100 раз вреднее куска торта.

 

Только мы можем исправить ситуацию, обьясняя своим детям, о том, что такое натуральная еда и почему она так ценна для нашего организма и общества в целом. Научите детей ценить натуральный вкус продуктов с самого детство. А для тех, кто уже постарше, еще не все потеряно. Объясняйте при любой возможности, но и не забывайте «спряятать» овощи, если уж совсем никак не понимает. Ведь, в конечно итоге, они вырастут, все поймут и скажут спасибо. Или как минимум подумают об этом.

One Comment

  1. Спасибо за информацию и советы .
    Ваш энтузиазм и культура еды дают радость души.